Римская империя в первые века нашей эры


Задание 71. Контурная карта "Рост Римского государства"
1. Закрасьте территорию Римской республики к началу войн с Карфагеном (264 год до н.э.).
2. Обведите границы Римской империи при императоре Траяне (98-117 годы).
3. Надпишите названия известных вам стран, завоеванных Римом (Македония, Карфаген, Греция, Эпир, Галлия, Египет, государство Селевкидов (Сирия), Понт, Пергам).
4. Обозначьте первыми буквами названия городов: Рим, Византий, Иерусалим, Александрия, Карфаген. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города.
5. Надпишите на карте названия племен (германцы, славяне) в местах их обитания.



Задание 72. Ответьте на вопросы
1. Каждый год на протяжении многих веков к нам прибывают толпы богомольцев из всех стран мира. По сей день христиане утверждают, что более двух тысяч лет назад в нашем городе родился Спаситель человечества.
Вифлеем.

2. Да, Иисус родился не у нас, но в Евангелии говорится, что именно в наш город к его жительнице Марии явился ангел с благой вестью о том, что у нее родится Сын Божий.
Назарет.

3. В нашем городе сохранилась длинная извилистая улица, по которой, согласно верованиям христиан, Иисус нес тяжелый крест к месту казни. Здесь он принял мученическую смерть и воскрес.
Иерусалим.

4. В какой стране находятся три почитаемых христианами города? Под чьей властью находилась эта страна во времена Иисуса Христа?
Иерусалим и Назарет находятся на территории Израиля, а Вифлеем на территории Палестинской автономии. Во времена Иисуса эти города находились под властью Римской империи.


Задание 73. Ответьте на вопросы.
В Евангелиях рассказывается, что люди спрашивали Иисуса Христа, кто из них войдет в Царство Божие. Иисус ответил им так: «Многие первые будут последними и последние — первыми».
Каков смысл этих слов? Кто из верующих, согласно христианскому вероучению, достигнет райского блаженства, а кто нет? Почему Иисус сказал: «Многие...», а не все?
Смысл этих слов заключается в том, что земное благосостояние (богатство, знатность) не может определять попадет человек в царство Божие или нет. «Первые», то есть богатые в этой жизни, могут быть последними на том свете, и, наоборот, последние бедняки на этом свете, первыми войдут в царство Божие. Райского блаженства достигнут люди, ведущие праведный образ жизни, терпящие лишения и т.п. «Многие» сказано потому, что принадлежность к какому-либо классу в этой жизни не означает несомненную добродетель и праведность.


Задание 74. Ответьте на вопросы.
Какой смысл вкладывали в этот евангельский рассказ верующие? На что позволял он надеяться людям, совершившим дурные поступки? В каком случае перед ними могли открыться двери рая?
Смысл раскаяния в своих грехах. Даже совершив дурные поступки, но признав и раскаявшись в них, можно было надеяться на прощение и надеяться попасть в рай.


Задание 75. Решение кроссворда
По горизонтали: 3. А я говорю вам: не противься злому. 5. Стучите, и отворят вам. 7. ...Молитесь за обижающих вас. 8. ...Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 11. Согласно преданию, автор Евангелия, которое содержит Нагорную проповедь Иисуса (Матфей). 12. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. 14. ...Благословляйте проклинающих вас.
По вертикали: 1. Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 4. Не судите, да не судимы будете. 6. ...Ищите, и найдете. 9. Любите врагов ваших... 10. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 13. Просите, и дано будет вам...

По горизонтали:
3. ЗЛОМУ. 5. СТУЧИТЕ. 7. ОБИЖАЮЩИХ. 8. ЩЕКУ. 11. МАТФЕЙ. 12. ПОСТУПАЙТЕ. 14. ПРОКЛИНАЮЩИХ
По вертикали:
1.ПРОСТИТ. 2. ПЛАЧУЩИЕ. 4. СУДИМЫ. 6. НАЙДЕТЕ. 9. ВРАГОВ. 10. ПРОСЯЩЕМУ. 13. ПРОСИТЕ


Задание 76. Решение кроссворда "Первые христиане"
По горизонтали: 1. По верованиям христиан, данная Богом бессмертная часть человеческого существа (душа). 3, 17. Имена учеников Христа, записавших рассказы о его жизни и учении (3. Иоанн, 17. Матфей). 5. Орудие казни Иисуса (крест). 6. Мать Иисуса (Мария). 8. Почитатели и последователи Иисуса Христа (христиане). 10. Противник христиан, ставший после чуда в Дамаске их горячим сторонником (Павел). 12. Местность близ Мертвого моря, где жили люди, называвшие себя сынами света (Кумран). 14. Ученик Иисуса, предавший своего учителя (Иуда). 15. Нищий, которому после смерти было даровано блаженство в раю (из назидательной истории, рассказанной Иисусом) (Лазарь). 16. «Благая весть» - рассказ о жизни и учении Иисуса (Евангелие).
По вертикали: 2. Греческое слово, в переводе означающее «посланец» (так называли учеников Иисуса) (апостол). 3. По верованиям христиан, Сын Божий, распятый на кресте и воскресший (Иисус). 4. Римский император 1-го века, приказавший подвергнуть христиан мучительным пыткам и казням (Нерон). 6, 11. Имена последователей Иисуса, записавших рассказы о его жизни и учении (6. Марк, 11. Лука). 7. Бог, почитавшийся отцом Иисуса (Яхве). 9. Город, где был казнен и похоронен Иисус (Иерусалим). 13. Город, жительницей которого была мать Иисуса. Его детские годы прошли в этом городе (Назарет).

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Душа. 3,17. Иоанн, Матфей. 5. Крест. 6. Мария. 8. Христиане. 10. Павел. 12. Кумран. 14. Иуда. 15. Лазарь. 16. Евангелие.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Апостол. 3. Иисус. 4.Нерон. 6,11.Марк, Лука. 7. Яхва. 9. Иерусалим. 13. Назарет.


Задание 77. Рассмотрите рисунок нашего времени, ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Какие зрелища приводили в негодование христиан? Подумайте, почему они осуждали их.
Гладиаторские бои. Христиане проповедовали милосердие и считали убийство смертным грехом.


2) Как рисунок подтверждает ту мысль, что большинство римлян-язычников иначе, чем христиане, относились к этим зрелищам?
Гладиаторские бои пользовались в Римской империи огромной популярностью среди всех слоев населения и входили в число публичных зрелищ.

3) Опишите вооружение каждого из участников поединка. Предположите, чем он может закончиться.
Справа изображен ретиарий, вооруженный трезубцем и сетью и одетый в набедренную повязку. Против него сражается или мурмиллон, или секутор — гладиатор, вооруженный овальным щитом (на рисунке ошибочно показан прямоугольный), коротким мечом (гладиусом). На нем одеты короткие латы, шлем, закрывающий лицо и поножи. Ретиарий старается накинуть сеть и поразить запутавшегося противника трезубцем. Мурмиллон должен уворачиваться и стараться нанести удар мечом.

4) Как по-вашему, прав ли был христианский епископ, осуждавший подобное зрелище? Обоснуйте ответ.
Прав. Наблюдать с азартом за кровопролитием и убийством как за развлечением — бесчеловечно и дико.


Задание 78. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

1) Представьте себе, что художник нарисовал среди породистых рысаков красавца Андремона. Участником какого зрелища мог быть этот конь? Где в Риме оно устраивалось? Опишите, как это зрелище изобразил художник.
Участником гонок колесниц в Большом Цирке Рима, вмещавшем более 250 тыс. человек. Скачки устраивались очень пышно, превращаясь в городское празднество.

2) Предположите, почему жеребец Андремон стал любимцем сотен тысяч жителей Рима. Как ведут себя болельщики (слева)?
Заезды колесниц пользовались огромной популярностью среди римлян, а Большой Цирк вмещал огромное, даже по современным меркам, число людей.

3) Сделайте вывод на основании слов поэта Марциала о культурном уровне римской толпы. Каковы были ее вкусы и пристрастия?
Культурный уровень толпы был очень низкий. Она предпочитала массовые развлечения и празднества, но не слушание и чтение стихов поэтов.


Задание 79. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

1. Предположите, на каких рисунках изображены театры.
Театры изображены на рисунках № 1 и 2.

Какие зрелища могли устраиваться в здании театра?
Театральные представления, пантомимы, танцы (балет), возможно, состязания поэтов.

Какие три части театра видны на рисунках?
Части, аналогичные частям греческого театра: места для зрителей, орхестра (место игры актеров) и скена (пристройка к орхестре).

2. Какие зрелища устраивались в амфитеатре? Какие две части амфитеатра видны на рисунке?
Различные виды гладиаторских боев. Видны две части: места для зрителей и арена.

3. Сопоставьте число мест в театрах и амфитеатре: большой театр вмещал 7 тысяч зрителей; малый театр — 2 тысячи зрителей; амфитеатр — 20 тысяч зрителей. Почему в одном и том же римском городе количество мест в амфитеатре намного превышало количество мест в обоих театрах, вместе взятых? Помогает ли этот факт оценить вкусы и пристрастия римской публики?
Театр пришел в Рим из Греции, где он имел значение служения божеству. В Риме же изначально воспринимался, как развлечение, а актеры и сочинители, делавшие свою работу за плату, воспринимались, как ремесленники, потому театр не пользовался особым уважением римлян. Сказывался и образовательный уровень римлян, который был ниже, чем у греков. Все это определяло пристрастия римской публики, предпочитавшей амфитеатр.


Задание 80. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.

1) Образованные римляне любили поэмы Гомера. Например, его рассказ о странных существах, изображенных на мозаике: «Они звонкогласно запели: «здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав».
Догадайтесь, кто эти сладкоголосые существа. Опишите их облик. Добрые они или злые? Обоснуйте ответ.
Сирены. Крылатые женщины в образе полу-птиц, завлекавшие мореходов сладкозвучным пением. Они злые, за их прекрасной наружностью и голосом скрывалась смертельная опасность и гибель для мореходов.

2) Хитроумный мореход в поэме Гомера произносит такие слова: «Так нас они сладкопеньем пленительным звали. Влекомый сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля...»
Как звали морехода? Что должны были «немедля» сделать его товарищи? Как они поступили? Почему?
Одиссей. Его спутники, залепив себе уши воском, должны были крепко привязать Одиссея к мачте, а сами сесть за весла. Привязали Одиссея потому, что слышавшие пение сирен забывали обо всем и стремились к сиренам, что приводило к гибели.

3) Почему Гомер называет морехода хитроумным? В чем проявилось его хитроумие при встрече со сладкоголосыми существами?
Он сумел провести свой корабль мимо острова сирен и спасти жизни своих спутников, при этом стал единственным человеком, слышавшим их пение, но оставшимся в живых.