1. Отличия живых организмов от объектов неживой природы. 2. Схема «Природа». 3. Общее в строении всех живых организмов. 4. Схема «Царства живой природы». 5. Рассмотрите рисунки и подпишите признаки живого, обозначенные цифрами. 6. Охарактеризуйте признаки живого, представленные на рисунках в задании 5. 7. Дайте определение Обмен веществ. 8. Приведите примеры, доказывающие, что живая и неживая природа взаимосвязаны. 9. Почему о принадлежности объекта к живой или неживой природе нельзя судить только по одному признаку. 10. Схема «Вещества клетки». 11. Каких химических элементов больше всего в живом организме? 12. Что указывает на единство живой и неживой природы? 13. Заполните таблицу «Органические вещества клетки». 14. Какую роль играет вода в клетке? 15. Дополните предложения. 16. Дайте определения клетка органоид. 17. Вставьте пропущенные буквы. 18. Верно ли утверждение «Ядро – обязательный компонент всех клеток организмов»? 19. Заполните таблицу «Строение клетки». 20. Рассмотрите рисунок и подпишите органоиды клетки, обозначенные цифрами. 21. Сравните строение растительной и животной клеток, заполните таблицу. 23. Нарисуйте в контуре животной клетки соответствующие ей органоиды. 25. Нарисуйте схему «Клетка – город», сравнив органоиды с городскими структурами или предприятиями. 26. Дайте определение деление. 27. Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой последовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки. 28. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение? 29. Напишите, в чём заключается сущность мейоза. 30. Рассмотрите рисунок. Пронумеруйте фазы мейоза в соответствии с их правильной последовательностью. 31. Дайте определение ткань. 32. Какова роль межклеточного вещества в тканях? В каких тканях животных оно особенно развито? 33. Рассмотрите рисунки. Назовите типы тканей, обозначенные цифрами, и дайте им характеристику. 35. Дайте определение орган. 36. Рассмотрите рисунок, Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами. 37. Таблица «Органы цветкового растения». 40. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами. 41. Заполните таблицу «Особенности строения корня растения». 42. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке, и заполните таблицу. 43. Подпишите части побега, обозначенные цифрами. 44. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами. 45. Заполните таблицу «Строение стебля». 47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части. 49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки. 51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части. 52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами. 53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков. 56. В чём заключается биологическое значение соцветий? 57. Заполните таблицу «Типы соцветий». 58. Заполните схему «Классификация плодов». 59. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами. 60. Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие – к двудольным. 61. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений». 63. Заполните таблицу «Системы органов животных». 64. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами. 65. Как происходит кровообращение у рыб? 66. Подпишите названия органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов? 67. Каково значение выделения? Какие органы у животных осуществляют эту функцию? 68. Что такое гормоны и где они образуются? 69. Каково значение нервной системы? Напишите названия типов нервных систем, изображенных на рисунке. 70. К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют? 71. Перечислите уровни организма, начиная с нервной клетки. 72. Назовите причины угнетения роста и гибели растений. Выразите своё отношение к фактам, изображенным на рисунках. Приведите примеры из окружающей среды, доказывающие, что все части растения взаимосвязаны. 75. Пользуясь рисунком, опишите, как происходит процесс фотосинтеза. 76. Как питаются растения? 77. Заполните схему «Типы питания животных». 79. Каково значение пищеварительной системы? 80. Закрасьте зеленым карандашом и подпишите отделы пищеварительной системы рыбы, лягушки и собаки. 81. Заполните таблицу «Приспособления для питания животных». 83. Каково значение органов дыхания? 85. Заполните таблицу «Органы дыхания животных». 86. Как дышат растения? 87. Закрасьте синим карандашом и подпишите органы дыхания животных, изображенных на рисунках. 88. Как осуществляется жаберное дыхание? 89. Какое значение имеет транспорт веществ для многоклеточных организмов? 90. Нарисуйте растение и подпишите его органы. Напишите названия веществ, стрелками покажите, в каких направлениях они передвигаются по растению. 91. Напишите, какие вещества передвигаются: 92. Что такое кровь? Каковы её функции в организме? 93. Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносную системы. 94. Подпишите отделы кровеносной системы. Напишите, к каким типам относятся изображенные кровеносные системы? 97. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберите из списка животных, которым принадлежат изображенные сердца, и впишите их в соответствующие строки. 98. Напишите, в чём заключается значение процессов выделения у живых организмов. 99. Перечислите продукты выделения организма. 100. Заполните таблицу «органы выделения животных». 101. Какие животные изображены на рисунках и обозначены цифрами? Какие органы выделения они имеют? Дайте краткую характеристику этих органов. 102. Объясните причину листопада. Опишите этот процесс. 103. Какие цвета имеют опавшие листья? Чем это объясняется? 105. Каково значение обмена веществ для живого организма? 106. Какие процессы происходят в хлоропластах и митохондриях клетки? 107. Заполните схему «Обмен веществ у животных». 108. Заполните схему «Обмен веществ у растений». 110. Приведите примеры животных, которые относятся к этим группам. 111. Напишите, каково значение скелета. Какие бывают типы скелетов? 112. Заполните таблицу «Опорные системы животных». 114. Какие типы скелета имеет каждое из изображенных животных? 115. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами. 116. Чем движения растений отличаются от движений животных? С чем это связано? 117. Опишите способы передвижения одноклеточных организмов. 118. Какие способы движения имеют изображенные животные? 120. Заполните таблицу «Движение животных». 123. Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы органов животного организма? 124. Дайте определения и проведите собственные примеры из повседневной жизни. 125. Напишите типы нервных систем животных, изображенных на рисунках, и подпишите их части. 126. Охарактеризуйте особенности строения нервной системы позвоночных. 127. Подпишите отделы нервной системы позвоночного животного (лягушки). 128. Объясните, с развитием какой системы связано более сложное поведение птиц по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися. 129. Подпишите части головного мозга млекопитающего, обозначенные цифрами. 130. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной? 131. Сравните регуляцию процессов жизнедеятельности у растений и животных. В чем их сходство и различия? 132. Как ростовые вещества влияют на жизнедеятельность растений? 134. Заполните таблицу «Бесполое размножение». 135. Напишите, что такое спора. Чем она отличается от семени? Какие растения размножаются спорами? 136. Какое размножение изображено на рисунках? Какие части растения принимают участие в таком размножении? Приходилось ли вам самостоятельно размножать комнатные и садовые растения? 138. Напишите, чем половое размножение отличается от бесполого. В чём его преимущество перед бесполым? 139. Напишите названия клеток, обозначенных цифрами. Какой у них набор хромосом? Какую функцию они выполняют? 140. Какие организмы называют обоеполыми, а какие – раздельнополыми? Приведите примеры таких организмов. 142. Какие типы оплодотворения существуют в природе? Приведите примеры животных с разными типами оплодотворения. 143. Какие способы размножения хламидомонады изображены на рисунках? Напишите их названия. 144. Опишите размножение кукушкина льна. 145. Почему для размножения мхов и папоротников обязательно нужна вода? 146. Подпишите части пестика, обозначенные цифрами. 147. Опишите процесс двойного оплодотворения у цветковых растений. 149. Объясните, в чём заключается значение опыления. 151. Перечислите условия, необходимые для прорастания семян. 153. Какие части растения обеспечивают его рост? 156. Напишите, какая стадия развития зародыша изображена на рисунке. Опишите её строение. 157. Зарисуйте гаструлу. Опишите её строение. 158. Подпишите части нейрулы, обозначенные цифрами. 159. Охарактеризуйте тип развития животного, изображенного на рисунке. Назовите стадии развития, обозначенные цифрами. 160. Заполните схему «Типы развития животных». 162. Заполните схему «Экологические факторы». 163. Каково значение света для живых организмов? 164. Как влажность влияет на живые организмы? 165. Как растения и животные, обозначенные цифрами, приспособлены к условиям внешней среды? 166. Приведите примеры влияния деятельности человека на живые организмы в вашей местности. 167. Приведите примеры влияния живых организмов друг на друга.