§7. Культура Византии


Проверьте себя


1. В византийских школах обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания и т. д.
2. Византийцы сохранили античные знания в математике и применяли их для исчисления налогов, в астрономии и строительстве. Составлялись учебные пособия по медицине. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов.
3. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные обряды проводили снаружи, поэтому внешний вид храма старались сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри храма, и внутренней отделке уделялось больше внимания.
4.
1. Строение храма.
2. Внешнее украшение храма
3. Внутренне строение храма
Замечательным произведением византийской архитектуры стал Храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот собор главной церковью всего христианского мира. В X-XI вместо вытянутых прямоугольных храмов стали возводить крестово купольные. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленном на круглом возвышении – барабане.
Для отделки храма впервые применяли мрамор различных цветов и оттенков – розового, зеленого, темно-серого и белого. В основании гигантского купола (диаметром 31 м) располагается 40 окон. Это создаёт впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.
Внутри храм святой Софии поражал размерами и красотой. Стены были украшены мозаикой, фресками и иконами.
5. Мозаика – техника создания изображений на поверхности прикреплением в общей основе кусочков разноцветных камней или кусочков разноцветного стекла – смальты.
Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками.
Икона – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Техники создания мозаики, фрески и икон отличаются друг от друга. Отличаются используемыми материалами, методами создания работы.
6. Европейские страны, контактирующие с Византией, перенимали ее знания и открытия. Византийские архитекторы руководили строительством в других странах. Многие юноши ездили в Византию обучатся.

Подумайте


1) Это связано с тем, что у Византии было удобное географическое расположение, поэтому она могла обмениваться культурой со многими народами. Так набираясь знаний и опыта, в Византии начала развиваться наука.
2) Царь Соломон был самым известным и почитаемым библейским царем, у которого было множество великих достижений. Поэтому многие христианские цари и императоры хотели сравниться с ним и превзойти его.
5) Я приехал в Византию для торговли и мне посоветовали посетить храм Святой Софии. Я согласился, и меня проводили к нему. Еще издалека я понял насколько величественное здание. Храм как был огромным, но он как будто парил в воздухе. Мы подошли к храму вплотную, и я ощутил себя таким маленьким. Пройдя внутрь, я поразился еще больше, Различие цветов в мозаиках и переливание ослепляли. Искусное изображение сцен на фресках поражало воображение, как будто я сам жил в этих сценах. Мы начали молиться, и мне так спокойно стало на душе, и я не заметил, как прошло время. Никогда не забуду время, проведенное в Византии и в этом храме.