Ответы по параграфу 2.3 Объекты алгоритмов



Задание 1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Что вы можете сказать о формах представления информации в презентации и в учебнике? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

Скачать презентацию

Задание 2. Что такое величина? Чем отличаются постоянные и переменные величины?

Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
Постоянные – значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения.
Переменные – значения меняются в процессе исполнения алгоритма.

Задание 3. Величины каких типов используются при записи алгоритмов?

Типы величин в алгоритме:
• Числовой: целая, вещественная;
• Текстовый: символьная (один символ), литеральная (строка символов);
• Логический: да (истина, true, 1), нет (ложь, false, 0).

Задание 4. Укажите тип величины, если её значение равно.

Значение Тип величины
2020 Целое
14.48 Вещественное
'ДА' Литерная
FALSE Логический
-125 Целое
'142' Литерная
1,4 * 105 Целое, могло быть записано как 1,4Е+5
.123Е-2 0,123*10-2=0,00123 - вещественное
'пять' Литерная

Задание 5. Определите типы следующих величин.

Величина Тип величины
Вес человека Вещественное (65.77)
Марка автомобиля Литерная (AUDI)
Год вашего рождения Целое (2006)
Площадь фигуры Вещественное (45,5)
Название месяца года Литерная (Февраль)
Количество мест в самолете Целое (526)

Задание 6. Приведите по одному примеру допустимых и недопустимых значений для каждой из величин.

1) Допустимое
2) Недопустимое по типу
3) Недопустимое по значению
Температура человека 1) 36.5
2) Хорошая
3) 100о С
Скорость автомашины 1) 60 км/ч
2) Высокая
3) 10000 км/ч
Площадь страны 1) 50 км2
2) Большая
3) 1 см2
Название дня недели 1) Понедельник
2) 1232214
3) Праздник

Задание 7. Для чего предназначена команда присваивания? Каковы её основные свойства?

Она предназначена задать конкретное значение величины.
Записывается так: <имя переменной> := <выражение>
Основные свойства:
• Пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой.
• Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания.
• Если переменной присваивается новое значение, то предыдущее её значение теряется.

Задание 8. Какие команды присваивания составлены правильно?

а) А:=В – верно;
б) А=В – неверно, не хватает двоеточия(:) после знака равно(=);
в) А=В+1 – неверно, не хватает двоеточия(:) после знака равно(=);
г) А+1:=А – неверно, т.к. слева не должно быть арифметики – только название самой переменной.

Задание 9. Придумайте свой алгоритм обмена значениями числовых переменных А и В.

Такой алгоритм подходит для любых переменных, даже литерных:
алг обмен значениями (лит А, В)
 арг А, В
 рез А, В
нач лит М
 М:=А
 А:=В
 В:=М
кон

Если А и В — числовые величины, то обмен их значениями можно организовать и без промежуточной переменной, например так:
А:=А+В В:=А-В А:=А-В
Тогда алгоритм будет выглядеть вот так:
алг обмен значениями (вещ А, В)
 арг А, В
 рез А, В
нач 
 А:=А+В
 В:=А-В
 А:=А-В
кон

Задание 10. Сколько промежуточных переменных потребуется для того, чтобы переменной А было присвоено значение переменной В, переменной В — значение переменной С, а переменной С — значение переменной А? Запишите соответствующий алгоритм на алгоритмическом языке.

Ответ: Не более одной переменной.

a->b, b->c, c->a. Как задача про сосуды в учебнике, только теперь их не 2, а 3. Нужно ввести промежуточную переменную - m. Алгоритм будет следующий:
алг обмен значениями (лит а, b, c)
 арг a, b, c
 рез a, b, c
нач лит  m
 m:=a
 a:=b
 b:=c
 c:=m
кон

Задание 11. После выполнения команды присваивания х:=х+у значение переменной х равно 3, а значение переменной у равно 5. Чему были равны значения переменных х и у до выполнения указанной команды присваивания?

Х1=Х0 + Y0 => X0=X1-Y0
X=X1=3
Y=Y0=5
X0=X1-Y0 = 3-5=-2

Ответ: х=-2, у=5

Задание 12. Что называют выражением? Каковы основные правила записи выражений?

Выражение – языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.

Выражения состоят из операндов (констант, переменных, функций), объединённых знаками операций. Основные правила записи выражений:
Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, обыкновенных дробей и т. д.); знаки операций пропускать нельзя. Порядок выполнения операций определяется скобками и приоритетом (старшинством) операций; операции одинакового приоритета выполняются слева направо.
Различают арифметические, логические и строковые выражения.

Задание 13. Переведите из линейной записи в общепринятую.


Задание 14. Запишите на школьном алгоритмическом языке.


Задание 15. Запишите логическое выражение, истинное при выполнении указанного условия и ложное в противном случае:
а) х принадлежит отрезку [0, 1];
б) х лежит вне отрезка [0, 1];
в) каждое из чисел х, у положительно;
г) хотя бы одно из чисел х, у положительно;
д) ни одно из чисел х, у не является положительным;
е) только одно из чисел х, у положительно.

а) (x >= 0) И (x <= 1)
б) (x < 0) ИЛИ (x > 1)
в) (x > 0) И (y > 0)
г) (х > 0) ИЛИ (у > 0)
д) (x <= 0) И (у <= 0)
е) ((х > 0) И (у <= 0)) ИЛИ ((у > 0) И (х <= 0))

Задание 16. Изобразите в декартовой прямоугольной системе координат область, в которой и только в которой истинны следующие логические выражения:

а) (х >= -1) И (х <= 1) И (у >= -1) И (у <= 1);

б) (у >= х) и (у >= -х) и (у <= 1)

Задание 17. Запишите логическое выражение, принимающее значение TRUE, когда точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области.


1) Смотрим линию y=x+4
Если х=4, то у должен быть 4 и меньше, чтобы попасть в серую зону
Значит, у <= x+4
2) Смотрим линию y=x-4
Если х=4, то у должен быть -4 и больше, чтобы попасть в серую зону
Значит, у >= x-4
3) Объединяем 2 условия в логическое выражение:
(у <= x+4) И (у >= x-4)
Ответ: (у<= x+4) И (у >= x-4)

Задание 18. Запишите команду присваивания, в результате выполнения которой логическая переменная t получает значение TRUE, если выполняется указанное условие, и значение FALSE в противном случае:
а) х – положительное число;
б) хотя бы одно из чисел х, у, z равно нулю;
в) числа х, у, z равны между собой.

Аналог задания 125 в рабочей тетради.
a) t:=x>0;
б) t:= (х=0) или (y=0) или (z=0)
в) t:= (x=z) и (y=z) – третье равенство писать не нужно, т.к оно следует и первых двух

Задание 19. Какие из приведённых ниже величин целесообразно представлять с помощью таблиц?

Величины Представление
Список учеников класса Линейная таблица (одномерный массив)
Рост учеников класса Прямоугольная таблица (двумерный массив)
Средний рост учеников класса Если 1 цифра, не нужна таблица
Оценка ученика по физике Если фамилия, физика и оценка, то Прямоугольная таблица;
Если это Фамилия и оценка, то уже таблица линейная;
Если это просто 1 цифра в контексте, то не нужна таблица.
Средний балл ученика по физике Аналогично примеру выше
Оценки учеников за контрольную работу по информатике Прямоугольная таблица (двумерный массив)
Длины сторон треугольника Можно представить как Линейная таблица (одномерный массив)
Длины сторон нескольких треугольников Можно представить как Прямоугольная таблица (двумерный массив)
Названия дней недели Можно представить как Линейная таблица (одномерный массив)
Имя человека Это одно значение, нет смысла в таблице
Площадь фигуры Это одно значение, нет смысла в таблице
Периметры нескольких прямоугольников Можно представить как Прямоугольная таблица (двумерный массив)
Самая холодная температура воздуха в январе Это одно значение, нет смысла в таблице;
Но если мы хотим видеть статистику по январю, чтобы там увидеть минимальное значение, то такая статистика будет в таблицу.
Либо как с физикой мы говорим о 2 показателях – температура и январь – тогда таблица.
Количество девочек в классе Это одно значение, нет смысла в таблице.
Самая дождливая декада июня Аналогично температуре в январе. Если просто декада – то это чисто информация для 1 ячейки (величина), если мы учитываем еще и июнь, то это уже линейная таблица, если же мы сравниваем еще и с другими декадами в статистике – то прямоугольная таблица.
Решение заданий из учебника Информатика 8 класс Босова, параграф 2.3 Объекты алгоритмов. Величины, выражения, команда присваивания, табличные величины.